Сегодня к нам на тест попала акустика от датского бренда Jamo Loudspeakers. Имея в запасе солидный опыт работы в производстве и дизайне АС, датчане решили закрепиться еще и в бюджетном сегменте. Одним из последних решений — напольными АС Jamo S 809 — компания заявила, что, даже не разбивая последнюю копилку, можно приобрести неплохую Hi-Fi-акустику. В этой индустрии многие горазды на громкие заявления, так что посмотрим, насколько они оправданы в этот раз.

Предыстория

Так уж сложились обстоятельства, что приобщиться к «скандинавскому» звуку или хотя бы прослушать АС родом из Скандинавии (может быть, это одно и то же?), у меня не было возможности. Однако довольно часто на тематических форумах при обсуждении акустики я встречал приведенные выше обозначения, и в моем представлении уже сложилась какая-то картинка.

К примеру, холодные, колкие высокие частоты; максимально нейтральные и «без души» средние; строгий бас, который не допускает никакой распущенности и своевольства. Примерно так я и представлял себе тот самый «нордический характер». И это наводило на мысль, что вряд ли такой звук мне понравится. Но обо всем по порядку.

Давным-давно, более сорока лет назад, жил-был в Дании плотник-аудиофил Пребен Якобсен, который в свободное от работы время не мог отдыхать — и продолжал пилить. Потому что мечтал он об акустике, которая и звучать будет хорошо, и для дизайнерских решений не станет камнем преткновения. И это тот случай, когда у человека получилось — через три года после начала своих опытов Якобсен вместе с компаньоном Мортенсеном открыли первую фабрику по изготовлению акустики, а еще через три года их ожидал стенд на Берлинской всемирной ярмарке электроники!

Горячие ребята из холодной Дании развивались стремительно — способствовали тому интересные дизайнерские решения Якобсена и талант продавца у Мортенсена. Кстати, название фирмы сложилось из первых букв их фамилий, и на русском языке звучит как «Ямо».

Теперь передо мной один из результатов работы фирмы — Jamo S 809. Они входят в серию «Studio 8», которая объединяет в себе готовые комплекты кинотеатральной акустики Dolby Atmos Ready. S 809 являются старшими в этой серии — фронтальные напольные колонки.

Но сама серия — бюджетная. В реалиях современного Hi-Fi — это бюджетный сегмент, где за почетное место в жилище меломана/аудиофила борьба не менее жестока, чем в более дорогих сегментах. И даже более: ведь сделать хороший звук за большие деньги куда проще.

Внешний вид

Дизайн, как и звук — вещь достаточно субъективная. У меня лично никаких вопросов по дизайну к паре белоснежных Jamo S 809 не возникло. Это один из тех случаев, когда фото не сможет передать ощущений — лаконичность и простота действительно радуют. Смотрятся достаточно строго, но удачно подобранные вторичные цвета эту строгость разбавляют.

Например, цвет рупора для дюймового твитера. Его черный тканевый купол лежит в симпатичном блюдце, по цвету и текстуре напоминающем древесину дуба. Ниже в ряд расположились три пятидюймовых драйвера из алюминизированной полифибры (это какой-то хитрый трехслойный сендвич). Отвечают они за низкие и средние частоты. Цвет диффузора, видимо, продиктован материалом его изготовления и выглядит как «спокойный серый».

Подвесы драйвера традиционно черные. Также на передней панели, внизу, расположился и фазоинвертор щелевого типа. Сочетание такой палитры очень уместно — строго, стильно и лаконично. При необходимости всю эту красоту можно закрыть грилем на магнитных креплениях. Но на мой взгляд, без них Jamo смотрятся лучше.

На задней панели, кроме четырех пар контактных клемм для акустического провода, ничего обнаружить не удалось. Но не спешите прогревать свои бивайринговые кабели, господа. Вторая пара клемм предназначена для кинотеатралов — и только!

Все становится на свои места после взгляда на верхнюю панель акустики: там по углам расположились встроенные заподлицо две пары металлических втулок. Это посадочные места под дополнительный модуль S8 ATM с еще одним излучателем. С его помощью, собственно, и реализуется тот самый Dolby Atmos Ready. Втулки же выступают и в роли контактных площадок для передачи сигнала к высотному модулю, а клеммы вынесены на тыльную сторону напольников.

Находчивый плотник спрятал всю проводку внутри, чтобы свисающие провода лишний раз не беспокоили перфекционистов-кинотеатралов. Само по себе это интересное решение. Но если в планах покупателя нет апгрейда до полноценного кинотеатра? Сидя на диване, эти втулки разглядеть мне не удалось. Но когда я танцевал под Madeleine Peyroux, втулки периодически отвлекали и я сбивался с ритма. Хотя, не скажу, что это белое пятно на черном холсте — они маленькие и, в целом, могут быть приняты за элемент декора.

Опорой для АС служит металлическая крестовина, которая не выбивается из общего дизайна. Но при необходимости она может быть демонтирована и заменена на шипы.

Прослушивание

Компанию нам с Jamo составила вертушка Music Hall mmf 3.3, в смелом белом цвете под стать акустике. Конкурентом винилу был проигрыватель Magnat MCD 1050, лампы которого мило выглядывали сквозь окошки. Над усилением трудился Magnat 780 с не менее милыми лампами и, как оказалось, с неплохим встроенным фонокорректором.

Выходит, что из бюджета вышел только проигрыватель CD-дисков — он заметно дороже всех компонентов в сетапе. Остальные же составляющие по цене сопоставимы и вполне могут оказаться в составе чьей-либо домашней системы с похожим бюджетом.

Первой под рукой оказалась пластинка Nina Simone, но дата оригинального релиза годилась мне в бабушки, и, к сожалению, с ней устроить разбор полетов для Jamo не представилось возможным. Следующим в ход пошел William Orbit с релизом «My Oracle Lives Uptown» — кардинальная противоположность Нине.

Но это хорошая проверка, на что способны S 809 в части низких частот: можно выделить хорошо проработанный и контролируемый мидбас, который к тому же показал отличную плотность и скорость атаки. Не хватило мне глубины басовой линии — примерно после 50 Гц ощущается нехватка тела и смягчение текстур. Однако ведь на такие вещи способна не всякая акустика даже вдвое дороже этой.

Как альтернатива винилу — на одном из CD-дисков была запись а-ля «drum improvisation». Бас, который из S 809 смогла достать «цифра», мне понравился больше: более низкие герцы активнее полетели в мою сторону в сопровождении чуть более плотной атаки и немного лучшего контроля. Хорошо передались текстуры барабанов.

В целом, от басовой линии остались скорее положительные впечатления — мне понравилось, как шесть достаточно небольших драйверов могут создать хороший панч, при этом не влияя на проработку средних частот. А с глубиной мы вроде разобрались.

Для средних частот хотелось что-нибудь посложнее, чем синтетический звукоряд Уильяма. И здесь наши глаза встретились: прямо на меня с обложки альбома «Careless Love» смотрела Madeleine Peyroux. На первом же треке, когда началась вокальная часть, я невольно улыбнулся: а Jamo не так просты, как я думал! Вокал зазвучал легко и естественно, с подробной проработкой нюансов и обертонов, но без навязывания этих деталей слушателю. Инструменты приятно отделились и не мешали Мадлен тембрально эмоционировать, но и потеряны не были.

Думаю, что здесь старания Jamo дополнились хорошей записью альбома, и в итоге я получил некую долю «вау», не буду скрывать. Я поддался на провокацию: вокал был спозиционирован передо мной и хорошо артикулирован, в дополнение ко всему легкий шорох от видавшего виды винила — получилось весьма атмосферно и занятно. Настолько занятно, что в конце теста я еще раз прослушал несколько композиций.

Соперничал с ней Фредди Меркьюри с композицией «Another One Bites The Dust» на CD. Фредди в своей манере, со сложными вокальными пассажами заставил Jamo S 809 изрядно потрудиться. Здесь мне не хватило разборчивости вокала в первой половине трека — в тех моментах, когда Фредди пытается петь ниже той позиции, где у него это получается хорошо. Впрочем, здесь опять же стоит вспомнить о ценовой категории тестируемой акустики.

Во второй части этого же трека — вполне приемлемая работа Jamo с высоким вокалом: черезмерной резкости я не ощутил. Но с другими треками, где есть огрехи в записи и/или сведении — пощады не ждите! Как в части высоких средних частот, так и с высокими частотами — если в треке есть проблемы, вы их услышите.

Разбираясь с высокочастотным диапазоном, в ход пошла тяжелая артиллерия — релиз на виниле «Rock Candy Funk Party». Весьма агрессивные фанковые композиции, которые часто заставляют притопывать в такт. И высокие частоты действительно агрессировали там, где это было нужно. Местами мне было даже несколько дискомфортно. Но это не был, как говорят, «песок» или «битое стекло».

Отработка высоких частот остается на хорошем уровне, если этот уровень есть в записях. И что-то мне подсказало, что «лучше цифры не найдешь» — рука потянулась к диску, который уже был испытан для басовой составляющей. Тот самый трек с «drum improvisation» выручил меня, так как тарелочки там прописаны так же хорошо, как и бочка. А под конец еще и гитара обнаружилась!

Здесь претензий у меня не нашлось: точно, детально, с плавными затуханиями. Хотя, возможно, ВЧ поданы с небольшим акцентом. Но это вряд ли претензия — так, пунктик. Кстати, вспомнил: если для вас это все же не пунктик, а намек на претензию — комплектные грили чуть убавят высоких частот, проверено.

Ну и самая хайфайная составляющая — построение воображаемой сцены. В целом, я остался доволен хорошим позиционированием вокала, а в записи импровизации на барабанной установке было понятно, где в пространстве находится тот или иной барабан. Позиционирование не предельно точное, но вполне приемлемое.

Выводы

Если то, что я услышал — это «скандинавский характер» звука, значит, я иду в магазин за топором и медвежьей шкурой. В исполнении бюджетных Jamo S 809 мне такой звук понравился, и, думаю, может понравиться многим. За эти деньги покупатель получает весьма неплохой саунд, который я бы смело отнес к категории Hi-Fi.

Достоинства: демократичная цена; детальный, чистый и в общем-то нейтральный звуковой почерк; дизайн; возможность апгрейда до кинотеатральной системы Dolby Atmos; фазоинвертор на лицевой панели АС.

Недостатки: все же недостаточная плотность и объем нижнего баса; критичное отношение к записям в плохом качестве.

Паспортные данные

  • Тип: пассивные напольные АС фазоинверторного типа
  • Материал корпуса: МДФ
  • Количество полос: 2
  • ВЧ-динамик: 1 шт., купольный, шелковый, 25 мм.
  • НЧ\СЧ-динамик: 3 шт., конусный, из алюминизированной полифибры, 125 мм.
  • Частотный диапазон: 37 Гц — 26 кГц (±3 дБ)
  • Чувствительность: 90 дБ/мВт
  • Сопротивление: 8 Ом
  • Цвет: черный, белый, орех
  • Габариты: 191х1 042х252 мм
  • Масса: 13,6 кг

Источник: stereo.ru