Само это словосочетание покажется многим странным – сетевой проигрыватель винила. Да еще беспроводной. Поверьте, очень скоро такая техника станет привычной и обыденной – уверенность в этом у нас появилась после знакомства с аппаратом, пополнившим недавно семейство Yamaha MusicCast.

ВСЕ СВОИ

Проигрыватель винила рядом с цифровым источником в составе одной системы – в этом нет ничего необычного. Когда появились компакт-диски, многие меломаны просто добавили цифровой проигрыватель к своим аналоговым комплектам, хотя некоторые и распрощались с винилом навсегда – как это делают престарелые гуляки, опрометчиво меняющие старую жену на молодую. Мы знаем, чем это заканчивается.

Потом на протяжении многих лет аналоговая грамзапись оставалась одним из непременных атрибутов High End – в одном хрустальном замке с лампами, рупорной акустикой и другими предметами культа. Но и эта эпоха прошла, начался виниловый ренессанс: возобновилось производство бюджетных вертушек и пластинок-новоделов. Причем покупают их молодые, никогда не имевшие дела с механической звукозаписью прежде. Это стало устойчивым трендом, и понятно, что уже навсегда – как мода на механические ручные часы, менее точные и более дорогие, но вызывающие у многих приятные эмоции.

Виниловый проигрыватель превращается в естественный элемент современной системы, становится своим в новом мире, населенном беспроводной акустикой, сетевыми плеерами, потоковыми сервисами и мобильными приложениями.

Какое отношение весь этот исторический экскурс имеет к главному герою этой публикации, проигрывателю Yamaha MusicCast VINYL 500? Самое прямое, поскольку его появление – знак уже следующей эпохи: виниловый проигрыватель превращается в естественный элемент современной системы, становится своим в новом мире, населенном беспроводной акустикой, сетевыми плеерами, потоковыми сервисами и мобильными приложениями. Не просто стоящий рядом, но тесно интегрированный в сеть. До Yamaha, как мне известно, на такое никто ещё не отваживался.


  

Под прикрытием

На первый взгляд – предельно простая бюджетная вертушка, чистая механика с ручным микролифтом и без автостопа. Выглядит лаконично, изящно и даже элегантно – благодаря черной лаковой отделке. Прямой тонарм со съемным шеллом, простейшая установка прижимной силы с помощью противовеса, пружинный антискейтинг (что считалось крутым во времена моей молодости). Безымянная MM-головка от Audio-Technica с рекомендованным давлением 3,5 г – это всё, что о ней известно. Игла, вероятнее всего, с конической заточкой, но точной информации на этот счет просто нет. Легкий алюминиевый опорный диск с фетровым матом, пассиковый привод от мотора постоянного тока. Электронная стабилизация скорости без возможности ручной подстройки (не считая два отверстия под отвертку на днище). Скоростей две – 33 и 45, переключаются кнопкой. В общем, доступная классика. Если, конечно, не обратить внимание на неприметный индикатор с двумя светодиодами справа – они показывают активность беспроводных интерфейсов Wi-Fi и Bluetooth. Но поначалу они не горят, так что можно и проглядеть.

На самом деле MusicCast VINYL 500 – это сетевой проигрыватель, стример, установленный в корпус виниловой вертушки.

А вот если зайти к проигрывателю в тыл, обнаруживаешь сетевой разъём Ethernet – вот это для винила уже нечто новое. Рядом – тумблер, управляющий беспроводными адаптерами (по умолчанию они находятся в ждущем режиме и ждут команды от мобильного приложения, но можно и отключить). Аналоговые разъёмы – две пары RCA, выход фонокорректора и непосредственно от головки, между ними – переключатель. Есть также сервисный разъём micro-USB, но пользователю он, вероятно, не понадобится – обновление прошивки происходит онлайн с помощью мобильного приложения. Как видим, выхода USB для подключения к компьютеру и оцифровки пластинок здесь нет. И это правильно: винил нужно слушать, а не копировать в цифре. Питание – от внешнего адаптера 12 В, очень мудрое решение: эффективная защита чувствительных аналоговых цепей от наводок, создаваемых трансформатором, увеличила бы цену вертушки, проще и дешевле вынести источник помех подальше.


  

А теперь открою страшную правду: на самом деле MusicCast VINYL 500 – это сетевой проигрыватель, стример, установленный в корпус виниловой вертушки. Естественно, внутри имеется встроенный MM-фонокорректор и АЦП, который преобразует аналоговый сигнал в цифровой для дальнейшей передачи по сети. Хотя никто не запрещает подключить устройство по аналогу к усилителю и просто слушать пластинки. Или транслировать на него со смартфона музыку по Bluetooth или потоки от стриминговых сервисов, и все это – с помощью бесплатного приложения Yamaha MusicCast Controller. Оно здесь главное, это та самая «мягкая» сила, что превращает классический электро-механический аналоговый девайс в современный сетевой компонент. Однако, чтобы в полной мере реализовать возможности фирменной технологии, необходимо хотя бы еще одно устройство с ее поддержкой. И у нас оно нашлось.

Рояль в кустах

Это WX-051 (MusicCast 50), самая мощная модель в растущем семействе беспроводных спикеров Yamaha. На самом деле эту технологию поддерживают и многие саундбары, AV-ресиверы компании, так что при желании (и возможности) можно оборудовать мультирумом на ее основе не только квартиру, но и большой дом. И если, скажем, модель Yamaha WX-010, о которой мы писали в начале этого года, идеально подходит для кухни или спальни, то WX-051 с выходной мощностью 70 Вт уже способна озвучить небольшую гостиную. Кстати, благодаря лакированной верхней панели она очень хорошо сочетается по дизайну с MusicCast VINYL 500, а овальные очертания делают ее облик «мягким» и уютным.


  

Эта колонка способна стать основным музыкальным центром в доме: к ней можно подключить два внешних аналоговых источника (один к разъему 3,5 мм, второй – к паре RCA) и один цифровой (оптический Toslink), например, телевизор. А поскольку она способна работать в режиме виртуального сарраунда, вполне может заменить саундбар. Две колонки могут быть объединены в стереофоническую систему и тоже с виртуальным объемным звуком.

Сетевые возможности – точно такие же, как у MusicCast VINYL 500: есть проводной Ethernet, Bluetooth v4.2 + EDR (профили A2DP, AVRCP, кодеки SBC, AAC), Wi-Fi 2,4/5 ГГц и поддержка AirPlay 2.

Если, скажем, модель Yamaha WX-010, о которой мы писали в начале этого года, идеально подходит для кухни или спальни, то WX-051 с выходной мощностью 70 Вт уже способна озвучить небольшую гостиную.

Полный контроль, как и у MusicCast VINYL 500, – с помощью фирменного мобильного приложения MusicCast CONTROLLER. И все это предельно просто. К примеру, чтобы подключить устройства к беспроводной сети, надо лишь подать на них питание, а затем следовать указаниям приложения. А с проводным подключением все ещё легче.


  

Доступ к потоковым сервисам, к домашним сетевым накопителям, к Интернет-радио – все это также осуществляется через приложение. Там же – регулировка громкости и тембров, управление разными зонами (комнатами), в которых расположены MusicCast-устройства. Они могут работать по отдельности, воспроизводя разный контент, или объединяться в единую сеть, чтобы транслировать одну программу. При этом одно устройство является ведущим, а другое – ведомым, оно озвучивает тот же контент, что и первое. Именно в «связанном» режиме становится возможным прослушивание грампластинок на беспроводной акустике, надо лишь сделать проигрыватель винила главным в тандеме. Спросите, зачем? Чтобы свободно передвигаться по дому (или квартире), не останавливая музыку. Чтобы она всегда была с тобой.

На привязи и без

Беспроводная трансляция на компактную колонку – это, конечно, очень современно и хайпово, но для оценки качественного потенциала проигрывателя вариант не лучший. Поэтому подсоединяю аналоговые выходы MusicCast VINYL 500 к усилителю с колонками, а поскольку рядом есть маршрутизатор, то и к сети подключаюсь тоже проводом. А вот акустика WX-051 отправляется в соседнюю комнату, и связь с ней поддерживается по Wi-Fi.

Чтобы подключить устройства к беспроводной сети, надо лишь подать на них питание, а затем следовать указаниям приложения.

В приложении можно изменить объем сетевого буфера – увеличить, если наблюдаются выпадения сигнала, или уменьшить, чтобы сократить задержки при управлении устройствами. Оставлю значение по умолчанию, поскольку с ним все прекрасно работает.

  

Начинаю с чистого аналога – просто слушаю винил. Пластинки в очень хорошем состоянии, поэтому еле заметный треск слышен только в самом начале на стартовой дорожке. Никакого гула и низкочастотных наводок – со столь простой вертушкой такое возможно лишь с рокот-фильтром, а значит он у проигрывателя имеется. Равномерность вращения, воспринимаемая на слух, в норме, детонации не слышны. Частотный баланс ровный, окраски нет. Басы четкие и достаточно плотные, пусть и не слишком глубокие. Верха тоже в полном порядке. Пожалуй, область верхней середины передается грубовато – вероятнее всего, в этом виноват бюджетный картридж. Те же записи во FLAC, полученные с компакт-дисков первых, еще не подвергнутых ремастеру изданий, звучат по сети немного чище, но как-то безжизненно и скучно. Конечно, замечаешь это лишь при сравнении с винилом. Возможно, это вина самих цифровых изданий, но современные релизы звучат еще хуже из-за сильной компрессии. И только Hi-Res-оцифровка мастер-ленты в 24 бита/96 кГц смогла превзойти бюджетную виниловую вертушку и по чистоте звучания, и по разрешению, и по общему впечатлению.

Никакого гула и низкочастотных наводок – со столь простой вертушкой такое возможно лишь с рокот-фильтром.

Перемещаюсь в соседнюю комнату, предварительно запустив воспроизведение пластинки. Как ни странно, но на компактной колонке слушать даже приятнее и увлекательнее – вероятно, из-за того, что отсекается вся лишняя информация и лучше передается самая суть музыки. Звучание на удивление масштабное, плотное, сочное и увлекательное. Разница между винилом и файлами тоже слышна, но уже не так разительно. Правда, когда слушаешь винил, приходится возвращаться к проигрывателю, чтобы перевернуть пластинку, а с файлами можно часами сидеть рядом с колонкой. Хотя для здоровья винил с этой точки зрения всё же полезнее.

 

      

Yamaha MusicCast VINYL 500 (TT-N503)

Производитель: Yamaha Corporation

Управление тонармом: ручной микролифт || Тонарм: прямой 223,5 мм || Заход иглы (оверхэнг): 19 мм || Опорный диск: из алюминия || Тип привода: пассиковый || Двигатель: постоянного тока || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 об/мин || Коэффициент детонации: < 0,2% RMS || Отклонение скорости: +/- 2% || Головка в комплекте: ММ Audio-Technica (прижимная сила 3,5 г) || Отношение сигнал/шум (винил/стример): > 67/110 дБ || Выход: Phono, Line (переключаемые) || Напряжение на выходе: 2,5 мВ/450 мВ/2 В (Phono/Line/Стример) || Сеть: Ethernet 100BASE-T/10BASE-T II Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi 2,4/5 ГГц, Bluetooth 4.2 + EDR || Apple AirPlay: да || Воспроизводимые форматы файлов (по сети): WAV, AIFF, FLAC (до 192 кГц), ALAC (до 96 кГц), MP3, WMA, AAC (до 48 кГц) || Питание: 12 В DC, 2A || Потребляемая мощность: 6 Вт || Отделка: черный или белый лак || Габариты: 450 x 136 x 368 мм || Масса: 5,7 кг ||

Yamaha WX-051 (MusicCast 50)

Конфигурация: моно || Функции MusicCast: стерео (две колонки), виртуальное кружение (одна или две колонки) || Будильник и таймер выключения: да || Выходная мощность: 35 Вт (НЧ) + 35 Вт (ВЧ) || Драйверы: НЧ 3-7/8″ x 2, ВЧ 1-1/8″ x 2 || Сеть: Ethernet 100BASE-T/10BASE-T II Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi 2,4/5 ГГц, Bluetooth 4.2 + EDR || Apple AirPlay: да || Воспроизводимые форматы файлов (по сети): WAV, AIFF, FLAC (до 192 кГц), ALAC (до 96 кГц), MP3, WMA, AAC (до 48 кГц) || Аналоговые входы: mini-jack 3,5 мм, 2 х RCA || Цифровой вход: Toslink || Габариты: 400 x 123 x 200 мм || Масса: 4,5 кг ||

Компоненты:

  • Акустика Yamaha Soavo-1
  • Усилитель Musical Fidelity A5-INT
  • Внешний ЦАП: PS Audio PerfectWave DAC MkII
  • Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature
  • Кабели акустические Tchernov Cable Classic IC
  • Смартфон LG V10

Слушали:

  1. Santana. “Shango”. Винил / FLAC 16 бит/44,1 кГц / FLAC 24 бита/96 кГц
  2. J.J.Cale. “Troubadour”. Винил / FLAC 16 бит/44,1 кГц
  3. Wishbone Ash. “Smoke Without Fire”. Винил / FLAC 16 бит/44,1 кГц
  4. Siouxsie and The Banshees. “Through The Looking Glass”. Винил / FLAC 16 бит/44,1 кГц
  5. Big Will & the Bluesmen. “Big Will”. FLAC 16 бит/44,1 кГц
  6. Greta Van Fleet. “Anthem of the Peaceful Army”. FLAC  24 бита/88,2 кГц

Источник: SalonAV